Херсон °C


«Эффективный» менеджмент: как Соколов гробит Херсонский морпорт

02.08.2017 Ср 18:25  


Проверка Мининфраструктуры обнаружила многочисленные нарушения хозяйственной деятельности Херсонского морпорта. Материалы аудита переданы в правоохранительные органы.

Управление внутреннего аудита и контроля Министерства инфраструктуры Украины отчиталось  о внеплановом финансовом аудите отдельных вопросов деятельности предприятия «Херсонский морской торговый порт» за 2015-2016 годы. Соответствующая докладная записка еще весной этого года была направлена на ознакомление министру Владимиру Омеляну.

Из документа следует, что за указанный период херсонское предприятие допустило целый ряд серьезнейших нарушений финансовой деятельности, существенно ухудшило экономические показатели, провалило многочисленные плановые расчеты, в результате чего бюджеты различных уровней недополучили миллионные средства. Кроме того, проверка выявила и прочие всевозможные недостатки хозяйствования, что вполне могут быть расценены как крупные правонарушения. 


Прежде всего, следует обратить внимание на таблицу в документе Мининфраструктуры, в которой приводится негативная динамика основных финансово-экономических показателей в 2016 году по сравнению с годом 2015-м. Так, если в 2015 году чистый доход от реализованной продукции порта составил 217 миллиона 503 тысяч гривен, то в 2016-м он уже равнялся 203 миллионам 147 тысячам гривен (при плане в 254 миллиона 681 тысячу гривен), что меньше на 93,4%. Чистая прибыль предприятия в 2016-м году – всего лишь 16 миллионов 319 тысяч гривен, тогда как годом ранее она составляла 44 миллиона 172 тысячи гривен, что почти на 28 миллионов гривен, или на 63%, меньше.

Мининфраструктуры указывает, что прежде всего это обусловлено падением объемов грузопереработки и принятием руководством порта неэффективных управленческих решений.

В 2016-м году ХМТП существенно снизил перегрузку традиционно приоритетного для предприятия груза – сульфата аммония. На экспорт ушло 136 тысяч тонн (при 160 тысячах в 2014-м), а транзитом было перегружено всего 18 тысяч тонн (при 102 тысяче в 2014-м году), что дало снижение в 83%.
Кроме того, в документе поясняется, что Херсонский морпорт пытался в своих финансовых отчетах скрыть фактическое падение объемов перегрузки сухого песка, потому что за таковую операцию посчитал одновременно и его добычу, и отгрузку (реализацию).

Неэффективный менеджмент администрации предприятия подтверждается и фактом значительного уменьшения остатков его денежных средств на банковских счетах. Так, на 31 декабря 2015 года у порта в банках хранилось 69 миллионов 498 тысяч гривен, а ровно через год этих средств стало уже 33 миллиона 924 тысячи гривен. К примеру, ХМТП за год лишился сразу почти миллиона 600 тысяч американских долларов.

Также установлены факты значительных нарушений в тарифной политике. В частности, Комиссия по ценовой и тарифной политике предприятия в отчетный период существенно снижала плановую себестоимость выполнения ряда работ и услуг, в результате чего во втором полугодии был понесен ущерб в размере 920 тысяч гривен. 


Любопытно, что при этом на предприятии широко применяется практика установления индивидуальных тарифов на те или иные работы и услуги, что вполне однозначно стоит понимать как игнорирование условий честной конкуренции за счет предоставления преференций отдельным клиентам и подрядчикам. Причем, чаще всего владельцами предприятий, которым оказывали финансовую «поблажку», являлись должностные лица самого порта, что свидетельствует как минимум о конфликте интересов, а как максимум – о коррупции.

К примеру, в сентябре-октябре 2016-го года на плавсредствах порта без всяких оснований совершенно бесплатно содержался груз предприятия «ВИК «Укрпродэкспорт», вследствие чего херсонское предприятие недополучило 234 с половиной тысячи гривен.

Неоднократно в отчете Мининфраструктуры фигурирует Максим Микулич, с 11 января 2017-го года работающий начальником службы безопасности ХМТП. Установлено, что с 25 января 2008 года по 17 февраля 2015-го Микулич был директором ООО «ВТМ», а в настоящее время является конечным бенефициарием этого частного предприятия. И именно «ВТМ» в августе 2016-го года получил от морпорта искуственно заниженную ставку на перегрузку лежалого сульфата аммония (снижение – с 3,2 доллара до 2 долларов за тонну), после чего порт лишился почти 68 тысяч гривен прибыли.

Также летом 2016 года морпорт прекращает сотрудничество с судозаводом имени Коминтерна по капитальному (доковому) ремонту судов, состоящих на балансе ХМТП, и заключает соответствующие договора на проведение таких мероприятий с ООО «ЮГТРАНСШИП» и всё тем же ООО «ВТП». 

Активные манипуляции производились херсонской государственной компанией и с финансированием подрядных работ по погрузке-выгрузке лома черных металлов. Так, в 2016 году тариф на соответствующие операции для ЧП «Втормет сталь» составил 8,25 долларов за тонну, а для ЧП «Укрмет ЮГ» за те же объемы и сроки – уже 10,5 долларов. Обоим предприятиям для осуществления их деятельности были предоставлены складские площадки морпорта, за что с частников без необходимого составления арендных договоров взималась ежемесячная плата в размере 25 тысяч гривен. В результате использования площадок их ограда и прочие элементы были повреждены, что ни ООО «ЮГТРАНСШИП», ни ООО «ВТП» ничем не компенсировали, но зато сам морпорт запланировал отремонтировать эти площадки за собственные средства на сумму в 17 миллионов 400 тысяч гривен.  

При том, что объемы работ и время на их выполнение на предприятии существенно снизились, морпорт в отчетный период неоднократно нарушал требования законодательства по оплате труда. Только в 2016 году работникам предприятия было неправомерно начислено более 690 тысяч «лишних» отпускных, а пересчет лишнего ЕСВ составил почти 150 тысяч гривен. Простой докеров-механизаторов в 2016-м году вследствие отсутствия фактических работ, к примеру, составил более 50% рабочего времени, а увеличение фонда оплаты их работы одновременно выросло на 45,4%.

Отдельного разговора заслуживают истории с казенными легковыми автомобилями предприятия – «Вольво 940» и «Вольво S-80», в которых замешан непосредственно сам исполняющий обязанности директора ХМТП Андрей Соколов (об этом – в следующем материале). 


Руководствуясь всеми результатами проведенного аудита, Мининфраструктуры поручило Департаменту реформирования и функционирования морского и речного транспорта совместно с Управлением кадровой службы рассмотреть целесообразность пребывания на своих должностях ряда руководителей Херсонского морского торгового порта. При этом само руководство должно было до 19 мая сего года обеспечить устранение выявленных нарушений, недостатков и условий, которые им способствуют, обеспечить возмещение убытков, рассмотреть вопрос об установлении и привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших всё это (до сих пор все эти рекомендации, судя по всему, активно игнорируются администрацией морпорта).

В заключение подчеркнем, что Управление внутреннего аудита и контроля Мининфраструктуры передало материалы своей внеплановой проверки Херсонского морпорта в правоохранительные органы.

Итак, аудит установил, что ХМТП в прошлом году за счет снижения грузопереработок и неэффективных управленческих решений фактически потерял почти 28 миллионов гривен.

скачать dle 10.5 отдых на озере Яровое

0 комментариев