Херсон °C



В генплане Херсона необходима корректировка, – Михаил Вустянский о проблемах и перспективах развития города

09.03.2016 Ср 16:04  


О генеральном плане города, транспортных коллапсах и возможных путях решения проблем «маленького» Херсона рассказал архитектор Михаил Вустянский.

 
Третьим гостем «Херсонский вестей» в рамках проекта «Как интегрировать Херсон в Европу?» стал архитектор, руководитель архитектурного бюро А.Б.В., член НСАУ, действительный член Украинского комитета ICOMOS Михаил Вустянский. С профессионалом говорили о задачах, которые должны быть приоритетными для современного градостроителя, почему всё чаще стали вспоминать о генеральном плане города, что мешает развивать Херсон и какие пути решения этих проблем.
 
 
«ХВ»: Как Вы считаете, какие задачи должны быть приоритетным для современного градостроителя и для херсонского градостроителя в том числе?
 
Михаил Вустянский: Основной задачей для градостроителя становится создание комфортной среды для проживания. Это та основная задача, которая была когда-то и остается сейчас приоритетной. Могут меняться формулировки этих задач или приоритетов, а суть остается такой же. Глобальная цель градостроителя – создать условия, где человек может жить, работать, отдыхать, т.е. искусственную среду, которая была бы комфортна для человека.

Для херсонского градостроителя эта задача не становится исключением. Есть, конечно, свои специфики. И если говорить о Херсоне, то специалист должен учитывать реалии и не пытаться создавать новую комфортную среду, а попросту не испортить ту, которая уже есть. Это очень важно. Мы, архитекторы, приступая к работе пытаемся сделать что-то лучше, а иногда получается наоборот – комфортная среда перестает быть комфортной.

 
«ХВ»: Как Вы думаете херсонские градостроители справились с задачей: херсонцу комфортно жить в городе?
 
Михаил Вустянский: То, что создавалось, еще пока не испортилось, но все, что нас окружает в запущенном состоянии. Понятно, что время тяжелое, т.к. это нехватка средств, и тут же, нехватка специалистов. Скажу, что в город давно не приходили молодые специалисты. Только вот сейчас уже можно немного говорить об обновлении кадрового резерва в сфере архитектуры. Ребята уезжают из Херсоне, т.к. их ограничивают в творческих порывах, не хватает свободы, а где-то на них давят или слишком много требуют.
 
«ХВ»: Многие херсонские архитекторы говорят о том, что на сегодня в городе существует проблема с генеральным планом…Расскажите, что это за документ и что в нем не так?
 
Михаил Вустянский:
Генеральный план – это основной документ, по которому строиться город. Что мы сейчас имеем – какой-то «полудокумент», который появился в период, когда нужно было многое менять для бизнеса и в угоду этой сферы часто происходили изменения, поэтому и возник хаос, который на сегодня показывает, что в генплане города необходима корректировка.
 

Занимались этой корректировкой работники отдела архитектуры горисполкома, т.е. херсонские архитекторы-практики в этом процессе не участвовали. Когда документ нам показали, он уже был готов и поменять что-то было поздно. Поэтому сейчас мы решили выступить с инициативой и акцентировать внимание не на корректировке, а на разработке нового генерального плана города.
 
Были две попытки создать рабочую группа по проектированию нового генплана города, но как обычно есть препятствия, допустим, нехватка помещения, где бы специалисты могли разместиться. Горисполком предлагал заседать в большом или малом зале, но, поймите, эти залы хороши для подведения итогов, но не для обсуждения и проведения работ по разработке генплана города. Для создания рабочей обстановки нам нужно помещение, где можно на стене развесить генеральные планы или чистые заготовки, на которых можно рисовать.
 

«ХВ»: В проектировании генплана города есть нюансы. И Вы сказали, что иногда изменения в документе происходят в угоду бизнеса. Как думаете, возможно ли найти правильное решение и при этом не столкнуть лбами городскую власть, предпринимателей и людей, которые заинтересованы в благоустройстве города?
 

Михаил Вустянский: Выход есть всегда. И я считаю, что не стоит бояться прихода бизнеса… просто предпринимателей нужно направлять! Да, сейчас у нас город превращается в рынок. Поэтому бизнес нужно развивать и направлять. Вот как раз генплан и может это урегулировать. Кроме того, нужно знать еще и стратегию, куда город развивается. Мы, проектировщики и архитекторы, не можем сказать, что у нас будет развиваться: то ли промышленность, то ли туризм.
 

Если говорим о развитии туризма, то люди, прибывая на херсонские вокзалы, должны понимать и видеть, что они могут куда-то пойти, где-то остановиться, отдохнуть. Что человек видит в реальности: рынок, хаос, киоски, маршрутки, непонятное движение. И гость города попросту решает остаться на вокзале. Ну считайте, что туриста Вы уже потеряли.

 
«ХВ»: «Город» обращается к Вам за грамотной рекомендацией или советом, когда речь идет об изменениях в сфере архитектуры? 
 
Михаил Вустянский: Я бы не сказал … власти скорее формально собирают градосоветы, чтобы оправдать то решение, за которое голосуют.
 
«ХВ»: Эксперты говорят, что для того, чтобы начать благоустроивать город, проблемы населенного пункты нужно разделить на следующие пункты: крупные, стратегические, те, которые можно решить небольшими шахами и те вопросы, которые требуют больших денег и инвестиций. Обозначьте для каждого пункта пример и есть ли у Вас путь решения этих вопросов?
 
Михаил Вустянский: Мы уже начали говорить о туризме, на примере этой сферы и рассмотрим существующие проблемы. Как затянуть нашего туриста: человек приехал и вот он вышел из поезда. Соответственно, ему нужно понять и увидеть, что он находиться в комфортной среде. У нас на вокзалах такой комфортной среды нет. И тут снова вспоминаем про наш генплан: либо создаем условия уже на существующем вокзале, либо переносим вокзал в другое место. От этого решения зависит многое и развитие города, в том числе. Если оставляем вокзал на месте, то должны понимать, что нужно развивать вокруг какие-то зоны отдыха, посадить парк, подумать о пригородной автостанции, т.е. делать максимально все, чтобы усовершенствовать то, что есть. 
 
Скажу, что мы не должны каким-то маленьким объектом перекрыть реализацию хорошей и большой идеи. Допустим, не получится у нас транспортная развязка, заправка или парковка возле вокзала, и идея привлечения туриста в город рушиться, перекрывается перспектива развития нашего бизнеса.
 
На сегодня на вокзале есть маленькие пригородные автостанции, которые я бы перенес на противоположную сторону вокзала, допустим, на Паровозную. И пассажир, по необходимости, с ж/д вокзала отправляется сразу же на автостанцию, на которой есть скверик или зона отдыха. Таким образом освобождаем максимально привокзальную площадь от транспорта, т.к. это «лицо города». Сейчас турист видит только хаос и шум и далее смотреть Херсон уже нет желания.
 
Рядом с ж/д вокзалом есть рынок. И с ним тоже нужно что-то решать, т.к. торговать «
с земли» не вариант. Есть громадная неиспользуемая территория завода Петровский, который точно уже работать не будет. Власть могла бы вести переговоры с руководством и договориться о переносе торговой зоны на эту территорию. Но добавлю, что быстро что-то мы поменять не сможем, т.к. нет средств. А если делаем быстро, то получается некачественно.
 
«ХВ»: «Жилые коробки» и панельные дома, среди которых и хрущевки: есть выход, как из серого высотного здания сделать яркий элемент жилого сектора и города целиком?
 
Михаил Вустянский: Выход есть всегда, но опять же средств нет. Лет пять назад у нас была программа реконструкции хрущевок – пятиэтажек. Но они почему страшными стали, потому что появились балконы и у каждого свой, люди сносят туда все, что им вздумается. И как результат: балконы у нас стали кладовками.
 
Если говорить об опыте европейском, то там балкон – это место для отдыха, громадная консольная терраса, стеклянные или прозрачные ограждения и никаких удочек, закаток, шкафов и т.д. В Европе человек выходит на балкон просто отдохнуть. Если становиться холодно, то есть раздвижные системы, которые на зиму закрываются. Дома изначально строят с подобными системами. И фасад дома выглядит однотипно красиво. 
 
Если говорить о цветовой гамме, то яркие цвета для нашей местности будут явным перебором. У нас достаточно солнца и подходящее цветовое решение для наших фасадов – пастельные, песочные, светлые тона. Может быть яркое пятно – балкон или киоск, но фасады должны быть «благородными». Ну и, конечно, стараться максимально сохранить исторический центр города.  
 

 «ХВ»: Как думаете, сеть общественного транспорта у нас устроена логична. И как сделать так, чтобы избежать транспортных коллапсов?
 
Михаил Вустянский: Сеть общественного транспорта удовлетворяет потребности населения, там есть определенные моменты, но в целом она обеспечивает нормальное передвижение по городу. Единственное, что не устраивает – это качество самой сети, изобилие ободранных маршруток. В основных маршрутах, среди которых и туристические, например, Вокзал / Набережная, нужно менять концепцию, усовершенствовать и улучшать транспортные средства. Допустим, троллейбусы: не стоит их добивать, а стоит наоборот модернизировать, сделать комфортным как для активного жителя города, так и для человека с ограниченными возможностями.
 
Нужно запустить большие троллейбусы или автобусы, убрать маленькие маршрутки. У нас водители набивают транспортное средство пассажирами, но при этом люди продолжают стоять по 5-10 минут на остановках в ожидании следующей маршрутки, которая становятся еще и причиной пробок.
 
Слышал и мысль о том, чтобы убрать зеленые полосы с Ушакова и добавить еще две транспортные полосы. Якобы такое решение поможет избежать пробок. Но, к счастью, не хватает денег для реализации этого проекта. Чтобы грамотно выйти из сложившейся ситуации, необходимо просто создать парковочные карманы для маршруток, сделать для них карман, чтобы тот же троллейбус стоял и не мешал движению в двух полосах. И, конечно, же увеличение габаритов транспорта. Один большой автобус или троллейбус сможет «забрать» 10 маршруток.  
 
Еще бы я пустил водный трамвайчик с остановками в Гидропарке, Речпорту, Ушакова/Набережная, Парк Славы, Лилея и аж до Антоновки. Почему бы летом, не прокатиться с одного пляжа на другой. Человек отдыхает, комфортно передвигается по городу и получает при этом массу удовольствия от вида на реку.

 
«ХВ»: Чтобы вы перепланировали в Херсоне? Что находится явно не на своем месте?
 
Михаил Вустянский: Я, наверное, как и 99 % процентов херсонцев, сдвинул бы ТРЦ Суворовский в сторону Таврического…или хотя бы на проспект Ушакова. Это беда не только Суворова, но и центральной части города.

Центр слишком большой, он пятиэтажный не нужен был. Можно было построить полуподземный. Кто мешал построить три подземных этажа и два над землей – те же 5 этажей. И я уверен, что если бы он все-таки открылся, то все бы эти витражи были заклеены рекламой, т.к. у нас жаркое и солнечное лето.
 
 
«ХВ»: Что тормозит жителей города в усовершенствовании «маленького» Херсона, т.е. районов и частных домов? Бедность или все-таки нежелание людей убрать?
 
Михаил Вустянский:
Если взять частный сектор, то это нехватка денег. Разваленные заборы, упавшие крыши, коммунальные платежи, маленькие зарплаты и дороговизна в магазинах и т.д. Естественно люди будут в первую очередь думать о том, чтобы купить покушать, а не как бы починить забор.
 
Но я не могу понять наш бизнес, который уродует фасады. Они приходят, видят своей кусочек, его красят, белят и на этом все заканчивается. Допустим, на фасаде здания предусмотрено 7 окон, а бизнесмен занимает 5. Вот эти «свои пять окон» он привел в порядок, а два оставил. А затратная часть на оставшиеся два окна минимальная. Далее следует проблема и с корпоративным цветом, т.е. каждый предприниматель вводит свой. Я считаю, что это бескультурье. Цвет компании или организации можно представить каким-то маленьким элементом, дизайнерской штучкой в окне или на входе, маркизой с логотипом и т.д.

Это все очень сложно контролировать. Реально проследить еще на стадии проекта, когда человек обращается в управление архитектуры и документы оформляет. Хотя сейчас у нас много объектов, которые этого даже не требуют. Предприниматель может просто взять и перекрасить фасад здания, т.к. нет в наличии паспорта конкретного дома.
 
Нужно менять процедуру: т.е. кроме норм и документов, предусмотренных на государственном уровне для бизнеса, нужно возвращать правила местной застройки. Вводим эти правила в практику, прописываем что можно и что нельзя, что-то возможно разрешаем, если речь идет о разумном подходе и тогда уже может наблюдать позитивный для города результат. Касательно правил местной застройки ничего не стоит придумывать, т.к. наработки существуют, есть и утвержденные нормативы, просто необходимо сформулировать более короткий, доступный и понятный вариант.
 
Например, я присутствовал, когда утверждали правила благоустройства. Дочитать мне до конца их не удалось, т.к. там очень много воды. И когда были эти многочисленные слушания в горисполкоме, любой пункт начинали и сводили к мусору – мусор не вывезли, ветки спилили, дерево не подпили. Проблема благоустройства города сводится немного к другим вопросам. Если же говорить о благоустройстве конкретного здания, то все, те объекты которые его окружают. В таким правилах, если они уже появились, следует прописывать чему стоит находиться возле памятников, в центра, в микрорайонах и т.д. Определенные нормы могут быть прописаны и отдельно для каждого микрорайона Херсона, чтобы гость города, находясь в нем понимал, что это Таврический или Шуменский. Это могут быть какие-то элементы, цветовое решение, определенные лавочки и т.д.: вариантов существует много.
 
В благоустройстве города следует равняться на Львов. Там уже создали «без барьерную» среду в исторической части, убирают бордюры, создаются пешеходные зоны.

 
Беседовала Юлия Соломахина 
скачать dle 10.5 отдых на озере Яровое

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.